Во многих организациях, особенно когда они переживают не лучший период в своей истории, появляется человек, занимающийся кризис-менеджментом профессионально. В его сферу деятельности, в отличие от ожиданий многих сотрудников, отнюдь не входит обязанность «всех уволить и все закрыть». Его задача-максимум — превратить кризис в успех. И — как ни странно — порой это получается.
Один из примеров я видела своими глазами: Джонсон Талович Хагажеев был приглашен управлять тем, что осталось от государственного предприятия «Норильский никель». На самом деле ему достались руины: сотрудники, два года не получающие зарплаты, устаревшее оборудование и не менее устаревший коллектив управленцев, оставшийся с советских времен, город, нуждающийся в ремонте и полный упадок инфраструктуры — от умершей ветки железной дороги к аэропорту до несколько лет не ремонтированных дорог (что в условиях вечной мерзлоты практически смертный приговор).
Спустя два года многое изменилось. Да, многие сотрудники попали под сокращение или были вынуждены сменить профессию, ряд предприятий, входивший в «Норильский никель», получил статус свободных охотников, которым пришлось искать заказы помимо главного предприятия, да некоторые ненужные службы были вообще закрыты. Но главный результат — предприятие начало успешно работать и приносить прибыль. В город вернулась жизнь.
Многие скажут, что немалую роль в восстановлении «Норникеля» сыграла удача. Но удача — лишь один из компонентов. Куда больше в данной ситуации сработало четкое планирование, умение предвидеть ситуацию и железное выполнение намеченного. Как ни странно, в России — стране, где неурядицы, революции, изменения государственного строя, дефолты и кризисы случаются не реже, чем раз в десять лет, кризис-менеджмент своей жизни — понятие для многих абсолютно незнакомое. В результате каждый раз резкие изменения в государстве вызывают ужас и огромное количество проблем, сокращений, семейных трагедий и множество других негативных последствий.
Неужели ничего нельзя сделать? Можно. Есть ряд специальных задач, решение которых облегчает выход из кризиса.
1. «Это кризис, детка. Но это не смерть»
Самое трудное в кризисной ситуации — трезвая оценка ситуации. То есть нужно понять, что все не так уж и хорошо, и есть вероятность, что будет ещё хуже, то есть не рассчитывать на одно только «авось пронесет». С другой стороны — не нужно отчаиваться, впадать в панику, биться головой об стену и пытаться уйти в запой, махнув на все рукой.
Стандартная позиция кризис-менеджера: «Мы готовы к тому, что нам придется чем-то пожертвовать, чтобы спасти большую и важнейшую часть». В России куда чаще человек либо пускает все под откос, либо до последнего думает, что все обойдется. В результате этих двух позиций все летит под откос потому, что никто не пытался остановить.
2. «Кризис — это нормально»
Человек за свою жизнь преодолевает ряд кризисов — одного года, трех лет, подростковый, юности (около двадцати пяти), среднего возраста, старости. Не потому, что жизнь жестока, а потому что изменения, отказ от старого образа жизни во имя нового, как правило, более эффективного, вынуждают перестраиваться, а это всегда не просто. Однако жизнь без кризисов — стагнация и ожирение. Тупик.
Поэтому в какой-то мере кризису надо радоваться — он встряхнет всю систему, выявит самые устаревшие детали и позволит от них избавиться. Позволит организму стать более эффективным. Образу себя и мира — более органичным. Позиция кризис-менеджера в данном случае: «Спасибо, кризис, что ты помогаешь нам стать лучше».
3. Право на счастливый случай
Невзирая на то, что в условиях кризиса очень трудно мыслить позитивно, всегда нужно искать, какие преимущества можно получить в самом благоприятном исходе ситуации. На крайний случай — помечтать. Не всегда этот вариант может сработать. Однако к нему можно обращаться, когда станет совсем тяжело. Человек, ложащийся под нож хирурга, понимает, что его будут резать. Но он надеется на то, что после этого станет здоровее. Сильнее. И жизнь его будет лучше без боли — потом. Когда все закончится.
Слова кризис-менеджера: «Я верю, что нам повезет».
4. «Что я буду делать, если…»
Одна из самых помогающих стратегий — взять некую границу, которая будет обозначать самый неудачный ход событий. Ужас, обвал, крах, катастрофа. Взять — и перешагнуть её. После этого — глядя в постапокалиптическое будущее, назвать несколько выходов. Пусть они будут не так радостны, как хотелось бы: стать уборщицей, начать все сначала, пойти работать в компанию сына — не имеет значения. Просто нужны эти варианты, как можно более подробные. Для того чтобы граница «когда все сломается» не была концом сюжета. За ней должно быть ещё что-то.
Позиция кризис-менеджера: «Чтобы ни случилось — мы не сдаемся».
5. Активизация ресурсов
Это простой вопрос: что у меня есть? Все программы на преображение работают с этим понятием. Они не пришивают человеку другое тело — они изменяют его собственное, придают её индивидуальности другую форму. Однако когда все идет неплохо, человек, как правило, забывает о своих других навыках — круг его возможностей сужается до предела. Он ограничивает себя, поэтому, попадая в кризис в профилирующей деятельности, лишается уверенности в себе. На самом деле, каждый человек способен на многое. Да, порой это бывает трудно — если на руках трое детей и муж-алкоголик, либо жена, не желающая работать. Но главное — захотеть и ни в коем случае не произносить «Я больше ничего не умею». И тогда в дело пойдет все — и умение рисовать, и перемножать шестизначные числа, и многое другое.
Позиция кризис-менеджера: «Что у меня уже есть такого, что может помочь?».
А главное, не стоит забывать, что кризис — это не только перелом, но и основа для роста — гораздо проще найти уникальную возможность в горной, ежесекундно меняющейся реке, нежели в тухлом застоявшемся болоте. Анастасия Литвиненко
Добавить комментарий
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|