У фотографии нет заповедей. иногда кто-то любознательный и неугомонный разрушает уже казавшиеся всем незыблемыми каноны и привычные основы. вроде, так происходит с каждый областью человеческого творчества. Но независимо от того, куда увлечет вас творческое начало – в импрессионизм или авангардизм – любая художественная школа начинается с одного и того же: с умения держать карандаш. В каждой художественной школе под умением "держать карандаш" понимают минимальные навыки для нанесения на бумагу изображения, в котором даже неподготовленный зритель сможет со второй попытки угадать запечатленный объект. И хотя, впоследствии, подающий надежды талант может запросто отбросить карандаш и начать рисовать прямо пальцами по холсту - учить его все равно начнут с самого простого – "держать карандаш". А поскольку всех нас тоже учили рисованию в школах, то я и дальше буду использовать аналогии с художниками и их творчеством - на мой взгляд, данные примеры будут более наглядны и понятны, чем рассуждения о природе фотографии.
1. Снимать, снимать и еще раз снимать Если бы я вынужден был дать всего один совет – я выбрал бы этот. Потому что только практика дает явный и весомый результат. Не прочитывание форумов, не изучение книг великих фотографов и даже не посещение их мастер-классов приблизит вас к заветной цели. Нет, конечно, все это также может быть очень полезно. Но без практики все эти знания будут просто мертвым грузом. А вот если вы будете снимать по пленке или, переходя на цифровой язык, по сотне кадров в неделю, то через… полгодика (ну может, месяца через три) вы почувствуете разницу в своем отношении к фотографии и к тому результату, который у вас выходит Поверьте, тут нет ничуть нового – в жизни так повсюду В школе я учился играть на гитаре: в течении месяца я каждое утро брал гитару и ровно полчаса пытался изобразить на грифе те три аккорда, что показали мне ребята во дворе. Через месяц эти аккорды издали первый красивый звук. В художественной школе из занятия в занятие учеников сажают перед натюрмортом и предлагают нарисовать его в меру сил и таланта. В первый год обычно выходят лишь кривые кувшины и вазы со смещенным центром тяжести. Но с каждой новой постановкой кувшины становятся все убедительней, и учеников уже начинают волновать не вопросы их формы, а больше внутреннего содержания.
Снимать надо много. Если вы будете это делать во время дружеских вечеринок и еще один раз в год во время поездки в страну пирамид – поверьте, у вас нет шансов. Нет шансов снять кадр, который будет привлекать не только ваших родных и соседскую собачку, но и кого-то еще.
Попробуйте. Вы почувствуете вкус настоящей фотографии после тысячи кадров снятых за одну неделю. Снятых не просто щелк-щелк-щелк, а с чувством, с расстановкой… выбирая объект и осознавая каждый спуск затвора.
2. Тщательная подготовка – гарантия успеха Несмотря на то, что снимать надо много, это вообще не означает, что снимать надо все и без разбора. В первую очередь определитесь с тем, какой жанр фотографии вас привлекает. Это может быть тяжко, но попробовать надо Ведь каждый жанр диктует свои изобразительные и технические средства. Для съемки пейзажей вам скорей всего потребуется штатив, поляризационный фильтр и широкоугольный объектив или насадка. Для репортажной съемки вам надо наоборот выжать из своей камеры предел чувствительности (конечно, не во вред качеству изображения) и выбрать самый длиннофокусный объектив из доступных вам в настоящий момент (в случае камеры со встроенным объективом надо просто изучить возможности сего объектива и научиться управлять трансфокатором зума). Для портретной съемки понадобится обзавестись вспышкой, а еще правильнее не одной и впридачу зонтиками, софт-боксом, отражателями, штангами для фона и кучей других важных студийных приспособлений. Это только техническая сторона вопроса. Без такой минимальной подготовки снимать в любом жанре будет просто неудобно. Обратите внимание, что я не говорю "невозможно". Можно снять красивый портрет используя и обыкновенный свет из окна. Но в какой степени вы готовы мириться с тем, что без штатива вам не снять огни ночного города, без длиннофокусного объектива вы не сможете сфотографировать загорающего культуриста на крыше соседнего дома, а без отражателей и софт-боксов вам не удастся снять любимую девушку в стиле "гламур".
Но даже если вы решите все эти вопросы, то остановитесь хотя бы на минуту и подумайте о том, что вы все-таки снимаете. Если вам удастся сформулировать некую идею (а я не утверждаю, что это всегда возможно), то ваша фотография от этого только выиграет. Определив цель, вам останется лишь к ней стремиться. А без этого ваши фотографии будут отражать только неуспокоенность и метания вашей души. Что, впрочем, не так уж и плохо.
3. Дышите глубже и снимайте со штатива Главная проблема любого начинающего фотографа – суетливость и спешка. Увидев интересный эпизод или сюжет он вскидывает свою камеру, нажимает на спуск и спешит дальше в поисках следующего сюжета. Представьте себе художника, который открывает мольберт, делает один мазок кистью, затем поворачивается и уходит. Забавно, да? Однако именно так и поступают начинающие фотографы в силу того, что камера разрешает им запечатлеть сцену всего за одно мгновение. Однако была ли выбранная точка съемки идеальной? Была ли выстроена композиция? Выровнен горизонт? Введена нужная экспокоррекция?
На все эти вопросы нет времени в режиме «съемки от бедра». Да, есть области фотографии, где требуется именно скорость реакции – к примеру, репортаж. Но, поверьте, хороший репортер достаточно долго идет к тому, чтобы вскидывая свою камеру давать ответы на все эти вопросы в течении одного мгновения.
У этой трудности есть еще один аспект – психологический. Довольно трудно перестроиться и начать неторопливо рассматривать объект съемки, выбирать лучший ракурс и размышлять о диафрагме, в случае, если раньше этого не делал. И тут на помощь приходит штатив. Именно применение этого незамысловатого устройства даже тогда, когда условия освещения этого не требуют, позволяет сломать привычный ритм, разрушить шаблон. Штатив нужно достать, разобрать, установить камеру, навести на объект, подрегулировать высоту ног штатива, еще раз навести на объект, поднести штатив на шаг вперед (уберите руки с кнопки зумирования!), еще разок подрегулировать высоту ног и т.д. Необходимость выполнить эти нехитрые действия дает время мозгу подумать о композиции, о ракурсе и многих иных полезных вещах…
Естественно, не все можно снимать со штатива. Однако попробуйте там, где это возможно. И вы почувствуете разницу. Процесс съемки изменит для вас свой смысл.
4. Копируйте шедевры Одна из известных практик при обучении живописи или графике – копирование работ истинных мастеров жанра. Смотря на шедевр, ученик видит только результат. Результат, который ничего не говорит о том, как он был выполнен. Это нужно просто придумать заново. Необходимо лично найти ответы на большинство вопросов, которые решал автор в процессе создания своего шедевра. И хотя, многие вопросы уже решены, и ответы вроде очевидны (композиция, контраст, цветовое решение), попытка повторить это приводит к значительно большей группе вопросов. Оказывается, что если подвинуть (случайно) данный объект чуть правее композиция вдруг разваливается или что отсутствие одного единственного блика на стакане радикально изменяет восприятие контраста от всей работы. Именно осознание и поиск решений для всех этих вопросов и обладает огромным обучающим эффектом.
Эту практику легко перенести на фотографию. Желаете снять хороший портрет – полистайте фотоальбомы или на худой конец глянцевые журналы. Выберите понравившийся вариант и попытайтесь его скопировать. Полностью воспроизвести позу, освещение, обработку. А потом попробуйте понять почему ваше творение все-таки непохоже на оригинал. Перед поездкой в новое и неизвестное место мы всегда входим в Internet и отсматриваем большое количество фотографий данной точки земного шара. Мы отбираем приглянувшиеся нам кадры и пытаемся понять в каком месте, с какой точки и в какое время были сняты эти карточки. В крайнем случае, покупаем открытки уже на месте. Это позволяет нам воспользоваться опытом других фотографов и на их основе создать уже что-то свое, оригинальное. Поэтому берите фотоальбомы и ходите на выставки, выбирайте там приглянувшиеся работы и пытайтесь их повторить собственными силами. Вы узнаете про фотографию много нового. Главное не зацикливаться на копировании. В какой-то момент стоит остановиться и отправиться своей дорогой. Ну или в крайнем случае предложить свои творения «Каравану историй».
5. Анализируйте отснятое Если вы воспользуетесь моим первым советом, то обязательно воспользуйтесь и данным. Тем более, что для цифровых камер эта процедура упрощена до невозможного – вместе с каждым кадром записывается детальная информация об условиях и параметрах съемки. Остается только разложить перед собой снимки и используя данную информацию проанализировать собственные неудачи. Кадр слишком темный? Может быть была чрезмерно прикрыта диафрагма? Или экспозиция была больше допустимой для синхронизации со вспышкой? Очень много шума? А не находилась ли камера в автоматическом режиме, что дало автоматике поднять чувствительность до предела и привело к высокому уровню шума?
Одним словом, чтобы корректировать свои ошибки – их необходимо знать. С помощью новых технологий обнаружить источник проблем практически не представляет труда. Надо только потратить на это немного времени
6. Печатайте свои работы Фотография всегда была связана с отпечатком. Современные технологии позволяют полностью перейти на безбумажную технологию: можно снимать на цифру, а фотографии смотреть на экране компьютера или телевизора. Но поверьте, ощущения от отпечатка совсем другие. Отпечаток можно показать даже при отсутствии электричества, его можно повесить на стену или послать в подарок бабушке. Носить с собой пакет с отпечатками намного практичней и легче, чем таскать с собой ноутбук. Есть еще сотня доводов в пользу отпечатков и, наверное, столько же против. Ведь как часто то, что замечательно выглядит на экране, при печати оказывается далеко не так великолепно. Так стоит ли игра свеч? Стоит ли связываться вопросами неправильной цветопередачи, неверным выбором бумаги и еще многими другими препятствиями на пути к хорошему отпечатку, если можно просто смотреть свои шедевры на экране телевизора? Тут решать вам. Но если вы все-таки стремитесь снять хорошую фотографию, то ее надо напечатать – потому что искусство должно принадлежать народу. Не стоит прятать свои шедевры в маленькой тесной коробочке, еще не осознавшей в себе даже зачатки A.I.
7. Большой формат как критерий качества Уж если печатать свои работы, то не в формате 10 на 15. Попробуйте и вы поразитесь тому, как совершенно меняется восприятие фотографии, когда она становится больше некоего мистического «водораздела» — по моим ощущениям где-то в районе 13 на 18. Появляется глубина, проявляются мелкие детали. Это уже не простая фотокарточка, какую можно случайно засунуть на полку с книгами и там потерять. Это претензия на нечто большее… И как любая претензия она может оказаться совсем необоснованной. Большой формат как увеличительное стекло может усилить и проявить все огрехи и недостатки вашей работы. В какой-то степени это может быть вашим внутренним мерилом качества: если после увеличения фотография становится только лучше – вы на верном пути.
И хотя выше я говорил о «водоразделе» в районе размера 13 на 18 – я бы все-таки советовал вам увеличивать свои фото хотя бы до формата А4, т.е. 20 на 30 сантиметров. Попробуйте – вы не пожалеете
8. Ищите адекватный уровень критики Когда у вас на руках отпечаток, вам непременно захочется его кому-нибудь показать. Это нормально. Желание делиться плодами своего творчества свойственно почти любому автору. Вот только вопрос кому показать? Здесь есть 2 крайности. Первая – это сузить круг своих экспертов членами семьи или близкими друзьями, для которых любые ваши работы всегда будут верхом совершенства (Ньютон отдыхает!). Другая крайность – это пытаться показать свои работы какому-нибудь известному и маститому мэтру, ожидая его оценки как манны небесной. Однако поверьте, что честному и порядочному «мэтру» просто нечего будет высказать про вашу работу помимо ободряющих и ничего незначащих слов насчет «прекрасно для начала». Это все равно, что показать профессору университета решение школьной задачки и ждать от него чего-то вразумительного и полезного. Школьную задачку нужно показывать своему наставнику или соседу по парте (в случае, если он, естественно, не круглый двоечник).
Своим творчеством необходимо делится с теми, кто находится примерно на вашем уровне или чуть выше. И что гораздо важнее – с теми, кто относится к фотографии как к творчеству, а не как к способу демонстрации мест посещенных вашим телом или одежды, гармонично подчеркивающей (скрывающей) вашу фигуру.
Главное вовремя почувствовать, что ваши работы уже переросли теперешний уровень ваших критиков и отправится на поиски новых (что совсем не означает, что с старыми друзьями можно больше не общаться, если они уже не могут сказать ничего значимого о ваших новых работах).
9. Покупайте только при необходимости Еще одна проблема всех фотографов – это стремление к техническому совершенству. Не к совершенству личного мастерства и опыта, а к техническому совершенству своего оборудования. Часто, некоторым данный процесс полностью заменяет собой все остальные аспекты фото. Сначала выбор лучшей камеры, потом выбор наилучшего объектива, вспышки, фильтра, фото-рюкзака, пульта дистанционного управления, средства очистки для лучшего объектива, потом… Уже можно вновь приниматься за выбор самой лучшей камеры, так как эта уже устарела.
Я называю это технологическим фетишизмом. Как ни странно, но таких людей большое количество. Они больны этим культом в той или иной степени, однако большинство из них предпочтет ночное обсуждение достоинств последней камеры на каком-нибудь форуме, простой прогулке с камерой по лесу или раннему подъему для съемки рассвета. Поэтому мой совет прост – покупайте что-то новое только тогда, когда необходимость этого для вас совершенно ясна. Когда без этой камеры (объектива, спускового тросика) вам уже просто не решить стоящих перед вами творческих задач. В случае, если вы не знаете, зачем вам эта вещь или хотя бы сомневаетесь – поверьте, она вам не нужна. Нет проку в дорогом объективе, если ваши кадры еще изобилуют «шевеленкой» (т.е. нерезкие из-за неправильно выбранной выдержки). Нет проку в мегапикселах, если вы снимаете только на автомате и не можете управлять чувствительностью.
Поверьте, просто купив дорогую технику, вы этому не научитесь. Сначала «потренируйтесь на кошках».
Безусловно, все вышесказанное не относится к тем, для кого вопрос денег таковым не является – покупайте все, что душе угодно. Ни вреда, ни проку от этого для ваших фотографий никакого не будет. Но деньги можно потратить с удовольствием.
10. Участвуйте в конкурсах и выставках Где-то я читал, что писатель, который всю жизнь пишет в стол – еще не писатель. Нужно определенное гражданское мужество, чтобы показать свои работы на суд большого количества незнакомых вам людей. Не тех избранных, с кем можно поспорить, поругаться и назавтра простить. Представить на суд тех, кого вы не знаете и может быть не узнаете никогда. Тех, кто просто пройдет взглядом по вашей работе и даже не задержится возле нее, поскольку вы для него не Колян, не дочка тети Зины и даже не Хельмут Ньютон. Не задержится, если только вы не сумеете тронуть какую-то струнку его души, что заставит его остановится и внимательно присмотреться в вашу работу.
Показывать свои неповторимые и выстраданные творения, чтобы кто-то их обругал или просто не заметил? На самом деле, решиться на это, действительно, слишком страшно. Однако без этого вы не подниметесь на следующий уровень своего творчества. Не получите той высокой и нужной оценки (хорошей или плохой), которая позволит вам по-новому взглянуть на то, что вы делаете. Поэтому оставьте страхи и пошлите свои фотографии на какой-нибудь конкурс. Организуйте свою выставку в близлежащем кафе или пункте фотопечати. Попробуйте. Победа здесь не главное. Главное участие. И реакция ваших зрителей. Тех, кто остановится возле ваших работ.
Добавить комментарий
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|