Проблема оптимального выбора вечная и неисчерпаемая. Обсуждать ее можно бесконечно, рассказывать о новых возможностях устройств, искать, с научных позиций, разумный компромисс цены и функциональности, оценивать тенденции современной моды, изыски дизайна и многое другое. Например, те же самые цифровые фотоаппараты. Продавец любого магазина продемонстрирует новейшие модели от разных фирм, назовет десятки характеристик, но это, скорее всего, не сделает выбор проще, для людей, выбирающих свой первый цифровой фотоаппарат.
Причина в том, что выбирают не просто цифровой фотоаппарат из ряда цифровых фотоаппаратов, а делают принципиальный выбор между двумя разными технологиями - традиционной пленочной и цифровой. Оценивая положение дел в перспективе, можно уверенно предполагать, что цифровая технология со временем фактически вытеснит пленочную, хотя последняя полностью никогда не исчезнет. Современная пленочная и цифровая фотография имеют как сильные, так и слабые стороны, поэтому, выбирая “цифровик”, нужно в первую очередь решать не то, какой из них самый лучший, а “оно вам надо?” Для того чтобы помочь сделать осознанный выбор, поделюсь личными впечатлениями от работы, как с цифровыми фотоаппаратами, так и с традиционными пленочными.
В последнее время много говорят о том, что век пленочной фотографии заканчивается и ее скоро заменит цифровая. На первый взгляд заявляемое настолько банально, что обсуждать его неуместно из-за явной очевидности. Однако не все так просто. Пленочная (пластиночная) фотография появилось давно, есть и, вероятно, будет всегда. Почему? А потому, что любая фотография, будь то цифровая или пленочная, решает две основных задачи.
Первая техническая – максимально достоверно зафиксировать вид объекта в момент съемки. Исследователь, рассматривающий фотографии поверхности далеких планет, следователь, изучающий снимки места пришествия, ученый анализирующий фотографии экспериментальной установки – все эти люди заинтересованы в том, чтобы объекты на фотографии выглядели максимально точно. Все так, как есть в жизни, не хуже и не лучше. Вторая задача, решаемая фотографий, творческая задача самовыражения человека. Не случайно появились два понятия фотография техническая и художественная. Пленочная не исчезнет хотя бы только потому, что является одним из инструментов фотохудожника. Когда речь заходит об искусстве то, очевидно, что каждый выражает свое отношение к миру, используя тот инструмент, который больше нравится. Общеизвестно, что некоторые маститые писатели из принципа пишут только ручкой и только на листе бумаге, а их не менее известные коллеги вводят текст с клавиатуры компьютера.
Рассматривая проблему развития цифровой фотографии с этих позиций, не слишком доверяйте утверждениям, что только пленочная фотография позволяет получать наиболее сильную проработку света и тени, имеет более широкую палитру воспроизведения цветов и есть нечто такое в отображении объектов, чего принципиально не может показать цифровая фотография. Ограничений, накладываемых теорией нет, но есть много решаемых на практике, но не до конца решенных проблем. Решение многих из них упирается именно в ценовой аспект, так как цифровой фотоаппарат для массовых пользователей должен быть относительно дешевым. Я, постоянно фотографируя как пленочными, так и цифровыми фотоаппаратами, не склонен противопоставлять одну технологию другой. В настоящее время они эффективно сосуществуют, дополняя друг друга.
Цифровик не нужен - покупаем пленочный! Цена за качество изображения – первое и главное, в чем проигрывает современный цифровой фотоаппарат аналогичному по своим характеристикам пленочному. Пленочная мыльница и мыльница цифровая позволят получать фотографии примерно одинаково мерзкого качества. Причем, за деньги, потраченные на цифровую мыльницу, можно купить или две три пленочных или более дорогой полупрофессиональный пленочный фотоаппарат. В цифровом фотоаппарате нет пленки, фотографировать можно сколько угодно и не надо платить за пленку, как за расходный материал. На первый взгляд несомненный плюс, но если вы фотографируете не каждый день, а только во время отпуска и на праздниках, то покупка более дорогого пленочного фотоаппарата, позволяющего фотографировать с более высоким качеством, и трех-пяти пленок будет все равно дешевле покупки пленочной мыльницы. Так как цифровой аппарат вещь довольно дорогая, то не стоит брать его с собой, когда высока вероятность экстремальных ситуаций. Говорю не только о том, что более дорогую вещь украдут скорее, чем более дешевую, что и так очевидно, а о том, что если велика вероятность поломки аппарата, то лучше вместо одного цифрового в поход взять пару пленочных. Выяснив, что цифровой фотоаппарат одного класса всегда дороже его пленочного аналога, посмотрим, чем еще цифровой фотоаппарат может проигрывать пленочному. Если не рассматривать конкретные модели, а попытаться выделить общие для всех отрицательные стороны, то большинство современных цифровых фотоаппаратов (но не все, исключаем самые дорогие!) имеют весьма неприятный недостаток, проявляющийся в том, что фотоаппарат делает снимок не сразу после нажатия на кнопку, а с некоторой задержкой. При съемке фотопортрета или пейзажа это не существенно, но при фотографировании спортивных состязаний будет весьма критично. Второй неприятный момент связан с относительно большим, от одной секунды до 10 и более, временем подготовки к фотографированию следующего кадра. Многие, даже дешевые цифровые фотоаппараты, могут работать в режиме кинокамеры, но видеоролик получается более низкого качества, чем отдельно выполненные снимки. Большинство пленочных моделей фотоаппаратов свободны от названных недостатков. Возвращаясь к теме пленки и специального носителя, на котором сохраняются цифровые фотографии, замечу, что стоимость носителя весьма высока, а емкость, наоборот, мала. Поэтому, отправляясь в отпуск, необходимо или брать с собой несколько весьма дорогих носителей или же позаботиться о том, чтобы была возможность во время поездки переносить данные с фотоаппарата, например, на взятый с собой ноутбук.
Покупаем цифровик – аргументы за! Теперь аргументы за покупку весьма дорогого цифрового фотоаппарата, в сравнении с аналогичным по уровню пленочным. Основное и главное достоинство в том, что во время съемки можно сразу увидеть результат и перефотографировать неудавшийся кадр. Дополнительные аргументы за выбор цифрового аппарата таковы: 1. Вы постоянно работаете с персональным компьютером, у вас в наличии принтер, позволяющий печатать цветные фотографии высокого качества, вы знаете, как работать с графическими редакторами, на ты с компьютером и все хотите делать сами; 2. По роду своей деятельности делаете много снимков, причем требуется печатать не все из них, а часть просматриваете только на экране компьютера. За художественными изысками особенно не гонитесь – нужна компактная и миниатюрная рабочая лошадка. Знаю одного человека, который купил цифровой фотоаппарат только для того, чтобы ходить с ним в библиотеку и тайно, пользуясь тем, что аппарат небольшой и можно получать хорошие фотографии без вспышки, фотографировать страницы книг необходимые для работы. В библиотеке ксерокс каждой страницы стоил три рубля, но человек высчитал, что полностью окупит покупку фотоаппарата за полгода и, действительно, окупил. 3. Вы делаете фотографии преимущественно для размещения в сети Интернет, причем информация должна обновляться оперативно. 4. Вы заинтересованы в том, чтобы сделанные фотографии кроме вас и близкого вам человека не видел никто другой. Согласитесь, что если после сдачи пленки в ателье вы вдруг увидите приватные фотографии вашей подружки, сделанные в стиле ню, на многих сайтах сети Интернет то это будет не лучшим вариантом. 5. Для вас важна имиджевая составляющая, деньги не проблема, вы покупаете цифровой аппарат потому, что сейчас модно иметь именно цифровой фотоаппарат. Таковы основные критерии, которыми руководствуются фотолюбители, покупая цифровой фотоаппарат.
Мегапиксели и качество Вы знаете, что pixel (пиксель) переводится как точка. И именно этот термин (единичный элемент изображения, представленного на экране) используем, когда оцениваем качество картинки на экране монитора, фотографии распечатанной на принтере. Обычно цифровая камера представляет три и более вариантов разрешения, соответствующих различному числу пикселей. Иногда указываются параметры разрешения в виде двух чисел, например 2288 на 1712 (pixel dimension). Первое число количество пикселей по горизонтали, а второе по вертикали. Но чаще всего для маркировки параметров разрешения производители используют термин мегапиксель, то есть один миллион пикселей. Перемножим 2288 на 1712, получим 3,9 мегапикселя. Три и девять почти четыре, что и видим как надпись 4 megapixels на корпусе фотоаппарата. Обратите внимание, что из-за подобных вольностей округления для размера 2272 на 1704 можно встретить маркировку 4, 4.1 и 4.13 мегапикселя. Очевидно, что чем больше мегапикселей указано в маркировке, тем более качественную фотографию можно получить. Не менее очевидно и то что, покупая аппарат, следует обращать внимание на размеры в пикселях.
Иной раз продавец советует – возьмите эту модель здесь мегапикселей больше 4.13, а тут только 4 – разница в цене не велика, но качество снимков у первой модели будет лучше! Да не лучше, а совершенно одинаковое (при прочих равных условиях)! Когда человек впервые слышит про мегапиксели, то ему трудно понять, как все это соотносится с качеством фотографий. Для начала замечу, что при съемке можно выбрать режим, когда изображение строится с использованием меньшего числа точек. Чем точек меньше, тем меньше само изображение, поэтому если будем печатать фотографию размеров 9 на 12, то качественней будет та, где точек больше. Это верно, но нужно учитывать, что цветной струйный принтер, когда печатает фотографию, тоже использует точки – капельки чернил. В самом файле может быть очень много точек, но принтер все равно не напечатает точку размера меньше, чем позволяют его технические характеристики. Поэтому фотография размера 9 на 12, отпечатанная на одном и том же принтере, будет иметь практически одинаковый вид, вне зависимости от того снимали ли вы 3,4,5 или 8 мегапиксельной камерой. А раз так, то для любительских фотоальбомов небольшого формата вполне достаточно 3-х мегапиксельной камеры.
Но всегда хочется купить с большим числом мегапикселей, так как не всегда печатаешь кадр целиком. Иногда хочется распечатать небольшой фрагмент, увеличив его до размера полной фотографии и тут уже видно, каким фотоаппаратом был сделан снимок. Бывает и так, что полученный кадр настолько хорош, что хочется показать его на выставке или предложить для обложки глянцевого журнала. Начинающего фотолюбителя ждет огромное разочарование когда он видит, что изображение хорошо смотрящееся на фотографии небольшого размера становиться просто ужасным при попытке напечатать его на листе формата А4. Для того, чтобы вы почувствовали, что такое мегапиксели в соотношении с размерами фотографии использую не строгий, но весьма наглядный прием. Когда я пишу эти строки, у меня на столе лежит когда-то очень дорогая, а сейчас морально устаревшая 1,3 мегапиксельная камера Sony Cyber-shot DSC-P30. Наилучшие фотографии, которые на ней можно получить имеют параметры 1280 на 960 pixels (то есть 8,14 на 10,85 см), а размер файла с фотографией (я использую формат jpg) 524 КБ. Не мудрствуя лукаво, применим подход дилетанта, составим пропорцию: 1,3 мегапикселя так относятся к 524 Кб, как, например, 5 мегапикселей к Х Кб.
Оптика Оптика является одной из основных характеристик камеры. В применении к пленочным фотоаппаратам можно было бы сказать, что вклад объектива в качество будущей фотографии составляет более 50%. В цифровых камерах на это качество в большой степени влияют характеристики матрицы и совершенство программного обеспечения процессора фотоаппарата. Объективами с постоянным фокусным расстоянием в настоящее время снабжаются фотоаппараты нижнего ценового уровня. Зумами снабжаются более дорогие камеры, и в большинстве случаев это зумы очень высокого качества.
Источник питания Неопытный человек при выборе цифрового фотоаппарата часто не обращает внимания на эту характеристику. Разумеется, эта характеристика никак не влияет на качество снимков. Но зато очень сильно влияет на удобство пользования фотоаппаратом и, что может быть даже важнее, на стоимость эксплуатации. Если делить камеры по типу используемых источников питания, то большого разнообразия тут нет. Есть камеры, которые питаются от «фирменных» литиевых элементов, а есть - от обычных пальчиковых элементов АА, в качестве которых могут выступать либо обычные щелочные батареи, либо металлогидридные аккумуляторы.
Матрица От матрицы в наибольшей степени зависит качество снимка. Она влияет на цветопередачу, динамический диапазон, шумы, передачу мелких деталей, чувствительность «цифровой пленки», глубину резкости. То есть практически на все параметры снимка.
При этом на основании тех технических характеристик, что обычно приводятся в справочнике, можно оценить только два параметра: чувствительность «цифровой пленки» и глубину резкости.
Электроника Это самый скользкий компонент цифровой камеры. От электронной начинки программного обеспечения в самой большой степени зависит качество изображения. Как правило, для подавляющего большинства задач подходит формат JPEG, в котором сохраняют файлы абсолютно все камеры. Этот стандарт вносит некоторые искажения в изображение при сжатии, но при минимальных степенях сжатия искажения, как правило, визуально незаметны. Наличие среди форматов файлов, поддерживаемых камерой, формата TIFF - это плюс в ее пользу; тем более что его наличие косвенно говорит о хорошем качестве электроники и программного обеспечения камеры.
С форматом файлов и программным обеспечением камеры связана такая характеристика, как цветовой охват. От того, какие именно значения выбраны и как они распределены, и зависит цветовой охват камеры, то есть диапазон цветов, который может быть воспроизведен.
Режимы экспозиции Все современные цифровые фотокамеры определяют экспозицию автоматически. Некоторые имеют возможности ручной установки экспозиционных параметров. Однако, как показывает практика, редко кто пользуется этой возможностью.
Все, даже недорогие, цифровые камеры снабжены специализированными мощными процессорами с прошитыми программами анализа сюжетов, позволяющими отличить человека на снегу с солнцем в кадре от ежика в тумане. При выборе камеры разумнее обращать внимание не на декларируемое качество определения экспозиции, а на перечень экспозиционных программ.
Вспышка Наличие на цифровой камере встроенной вспышки является в настоящее время неотъемлемой частью. В отличие от внешних вспышек, направление света которых можно регулировать, встроенные вспышки дают плоское лобовое освещение, художественная ценность которого не только весьма невелика, но и порой может в буквальном смысле изуродовать объект съемки. Так что наиболее целесообразное их применение - это не освещение, а подсветка. О факте пригодности встроенной вспышки можно судить только одним способом: посмотреть на снимки, которые сделаны с ее помощью.
Фокусировка Все цифровые камеры снабжаются одним из трех типов фокусировки: фикс-фокус, автофокусировка и ручная фокусировка. Ручная всегда является дополнением к автоматической. В отличие от пленочных камер, у цифровых фикс-фокус может быть принадлежностью не только дешевых «мыльниц», но и довольно дорогих камер, особенно - сверхминиатюрных камер, объектив которых не является зумом. Для камер, оснащенных более крупными матрицами, зумами и имеющих режим макросъемки, автофокусировка - непременный атрибут.
Цифровую камеру очень трудно выбрать на основе одних только технических характеристик. Одним из наиболее эффективных способов является визуальное сравнение и оценка снимков, сделанных той или иной камерой, а также изучение отзывов владельцев камер.
На что еще обратить внимание Если опираться на “народное” мнение, под которым я подразумеваю обобщенные оценки людей, с которыми беседовал, то больше всего хвалят оптику от Canon и Nikon и несколько недолюбливают от Sony. При выборе аппарата обращайте внимание на его фокусное расстояние, на то каково максимальное и минимальное расстояние, на котором возможна съемка. Хорошо если фотоаппарат позволяет фотографировать маленькие предметы (режим макросъемки). Допустимое расстояние в 5 см. от объектива до маленького цветка позволит сделать качественную фотографию, но если минимальное расстояние 50 см, то хорошо получаются фотографии только крупных цветов. Конечно даже для второго варианта ситуация не фатальна, если использовать специальную насадку на объектив. Другими словами, при выборе аппарата задумайтесь о том, нужны ли вам дополнительные аксессуары или нет. Чем известней и крупней производитель, тем лучше обстоят с этим дела. Например, практически для всех продаваемых цифровых фотоаппаратов фирмы Sony вы без проблем купите бокс для подводной съемки, а вот бокса для фотоаппарата Chronos я не видел, хотя допускаю, что он тоже выпускается и кем-то продается.
Крупные фирмы предлагают аксессуары для цифровых фотоаппаратов в сети Интернет, поэтому если, например, нужного светофильтра нет в магазине, то его можно заказать. Конечно, несколько неудобно, что придется долго ждать доставки товара, и необходима полная предоплата по кредитной карте, но принципиальных препятствий для совершения покупки нет. Некоторые дорогие фотоаппараты позволяют менять объективы, что очень полезно, так как можно использовать объектив наиболее подходящий для конкретных условий съемки (штатный, телеобъектив, широкоугольный, “рыбий глаз”). Например, для цифровиков со сменными объективами от Nikon, подходят объективы, впрочем, как и другие многочисленные аксессуары, выпущенные для их пленочных аналогов. Покупая аппарат, обращайте внимание на форм-фактор, то есть на то, насколько удобно вам будет держать фотоаппарат в руке. С некоторыми мини фотоаппаратами, так же как и с миниатюрными дамскими телефонами, возникают проблемы, когда вещь оказывается в крупных мужских руках. Кнопки управления слишком близко, задеваешь соседние, а предмет все время норовит выскользнуть из рук. Если будете снимать много, то обязательно уроните, а цифровые аппараты не тот предмет, который можно ронять. Хорошо, если у фотоаппарата есть защитная пластинка, закрывающая жидкокристаллический (ЖК) экран.
И, вероятно, последний из важных моментов, которые непременно следует учесть – это память фотоаппарата. У некоторых моделей есть встроенная не извлекаемая память и, как правило, возможность использовать сменный модуль памяти, у других только сменный модуль памяти. Модули памяти различаются по емкости и стоимости, причем модули одинаковой емкости, могут отличаться по цене в два и более раза.
Среди множества параметров есть один, на который часто обращают внимание, выбирая цифровой фотоаппарат. Параметр этот - Zoom. Да, именно запись вида zoom 3-x или zoom 5-x можно увидеть в кратких характеристиках фотоаппарата, напечатанных на ярлыках с ценой в некоторых компьютерных магазинах. Но зум – зуму рознь, а у приличного цифровика их будет два – цифровой и оптический. Поэтому утверждение продавца, данное без дополнительных пояснений, о том, что лучше брать фотоаппарат, у которого больше зум, скорее от лукавого, чем признак некомпетентности. Итак, зум – функция, реализуемая программно или аппаратно и позволяющая увеличить изображение. Например, вы фотографируете выступление оратора, сидя в последних рядах, а хочется получить лицо крупным планом. Приблизиться к трибуне нельзя, но приблизить изображение трибуны можно. Для этого используем функцию optical zoom (оптическое увеличение или оптическая трансфокация) или функцию digital zoom (цифровое увеличение, трансфокация). Хотя обе функции названы одним и тем же словом зум, но механизм действия у них совершенно разный.
Оптическое увеличение определяется ростом фокусного расстояния объектива. Это отдельная большая тема, а если совсем кратко, то регулировка (изменение) фокусного расстояния объектива сопровождается изменением угла поля зрения и глубины резкости. Возможностью увеличения фокусного расстояния можно воспользоваться не только когда не можешь подойти близко к предмету и его изображение необходимо увеличить. Например, если фотографируешь какой либо предмет (например, вазу с фруктами стоящую на столе) и у вас на заднем плане есть фон, от которого хотелось бы избавиться и который нельзя убрать просто передвинув мебель, то можно отойти от объекта и приблизить объект с помощь функции optical zoom. Возможно, фотография будет восприниматься лучше, так как изменится угол поля зрения и некоторые детали фона, особенно мешающие восприятию если фон разнородный, окажутся за кадром, а те что не окажутся, будут размыты так как уменьшится глубина резкости.
Если вы используете digital zoom, то при цифровом увеличении сначала выполняется съемка кадра, а уже после цифровой фотоаппарат увеличивает размер изображения в пикселях и обрезает вышедшие за рамки кадра фрагменты. Но точно такой же результат можно получить, обработав готовый файл, содержащий фотографию, в любом графическом редакторе. Качество фотографии, например, при цифровом увеличении в три раза, будет всегда ниже, чем при съемке объективом с переменным фокусным расстоянием. Это очевидно, так как при использовании оптического зума матрица камеры воспринимает изображение уже более крупных объектов. На мой взгляд, функция цифрового зума не только бесполезная, но и просто вредная. Бесполезна она потому, что реально может быть необходима только в одном случае: у вас есть цифровой фотоаппарат и фотопринтер, на который вы можете сразу выводить изображение, минуя компьютер. В тандеме цифровик–принтер, как правило, у вас нет возможности выделить кусочек изображения на фотографии и распечатать его как полноценную фотографию. Тогда можно, используя цифровой зум, выполнить кадрирование при фотосъемке так, чтобы объект, изображение которого будем печатать, отображался достаточно крупно. Естественно, что за использование такого кадрирования придется расплатится качеством изображения на фотографии, а у современных 3-х и менее мегапиксельных фотоаппаратов оно все же оставляет желать лучшего. Если воспользоваться графическим редактором, обработав фотографию на компьютере, то можно достичь того же самого и с тем же самым качеством, что и используя функцию цифрового зума. Почему цифровой зум вреден? А вреден он потому, что любую дополнительную возможность, которую поддерживает цифровой фотоаппарат, его покупатель оплачивает дополнительно.
Цифровое увеличение не оказывает ни какого влияния на экспозицию, геометрические искажения и пространственное соотношение между предметами. То, что при использовании цифрового зума качество изображения падает из-за того, что часть исходных пикселей выбрасывается при обрезке фотографии еще пол беды. Полностью добить и испоганить снимок может процесс добавления вычислительной системой фотоаппарата новых пикселей – в процессе пересчета снимка, новые пиксели вставляются между существующими, что всегда оказывает пагубное влияние на проработку деталей изображения.
Если фотоаппарат из дешевых, то разработчики могли сэкономить на реализации математической модели, корректно определяющей, каков должен быть цвет добавляемого пикселя. В общем, цифровой зум - зонтик для рыбки, продаваемый в нагрузку! Когда видишь в продаже новую модель цифрового фотоаппарата, по вполне приемлемой цене, и в описании характеристик, что зум аппарата трех или пяти кратный, то раздражает необходимость уточнять у продавцов, а о каком именно зуме идет речь. Если у фотоаппарата есть оба зума, например, цифровой позволяет увеличивать в 7 раз, а оптический в 3, то надо понимать, что вы покупаете фотоаппарат позволяющий получать качественные снимки с кратностью именно 3. Конечно, если вы захотите произвести впечатление на человека, не разбирающегося в особенностях цифровых фотоаппаратов, то можете смело заявлять, что купили крутой цифровик, позволяющий снимать с увеличением в 7 раз. Ведь действительно увеличивает, но вот только как, вот в чем вопрос!
Завершая рассказ о выборе цифровых фотоаппаратов, замечу, что направление динамически развивается, поэтому если вы собираетесь в отпуск в следующем году и не планируете много фотографировать сейчас, то, отложив покупку, сможете купить более совершенную модель за те же деньги. Удобство цифровых фотоаппаратов, престижность пользования цифровика, ведут к заполнению комиссионных магазинов дешевыми пленочными, в том числе профессиональные и полупрофессиональные, фотоаппаратами. В самом ряду цифровых фотоаппаратов так же наблюдается динамичная смена поколений, – люди активно заменяют 1-2 мегапиксельные фотоаппараты на 3-5 мегапиксельные. Конечно, лучше всего использовать более современную технику, но если ограничен в денежных средствах не следует отчаиваться, так для получения фотографии, на которую приятно посмотреть, важна не только и не столько самая современная фотоаппаратура, а опыт фотографа, умение на все 100% использовать имеющуюся технику, что невозможно без детального изучения ее возможностей. И, самое главное, желание достигнуть результата, не бояться экспериментировать, ведь современная художественная фотография это не только сложная техника, но и искусство!
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|
Комментарии