Что
такое время? Вопрос на первый взгляд очень простой. И если задать его
обычному человеку, он без запинки ответит: время — это длительность,
интервал между какими-то событиями, которые происходят в нашей жизни. И
ещё скажет, что измерять время принято в определенной системе единиц.
Всё легко и просто. Вот и подготовку к этой лекции я начала с просмотра сначала простой
литературы — с детских энциклопедий, школьных учебников… Очень много
полезной информации: времена года и фазы Луны, в чём измеряется время и
чем измеряется время (водяные, песочные, солнечные, маятниковые, часы-свеча,
механические и электронные), часовые пояса и взаимосвязь времени и
пространства, что было до начала времён, Григорианский и прочие
календари, насколько важно для учёных понятие времени… Только самого
этого понятия нет!
Я обратилась к более серьёзным источникам. И что же говорит наука? В науке присутствует несколько подходов:
Первый — всё очень просто, но почему-то непонятно:
«Время — мера существования материальных живых существ, неживой материи
и взаимоотношений между ними», — какая мера? «Мера» бывает разная, что
и время, значит, может быть разным?
«Время — совокупность эффектов, производимых Законом Причинности
(Каузальности), объективно действующим в нашем мире. Суть этих эффектов
заключается в изменении Будущего (следствия) относительно Прошлого
(причины)», — вроде и слова все на русском языке, но так коряво.
«Время — одно из основных понятий физики и философии,
одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые
линии физических тел, а также сознание» — Красивое определение, умные
слова, только, действительно, в них больше философии, нежели физики.
Второй подход — тоже не сложно, но тавтология на каждом шагу:
«В быту временем обычно называют время суток» — Причём здесь быт, если
мы говорим о времени с точки зрения наук, да и как «время» можно
назвать «временем».
«В классической физике: время — непрерывная величина, априорная
характеристика мира, ничем не определяемая. В качестве основы измерения
просто берётся некая последовательность событий, про которую считается
несомненно верным, что она происходит через равные промежутки времени,
то есть периодична. Именно на этом принципе и основаны часы.
В квантовой механике: несмотря на квантование почти всех величин, время осталось внешним, неквантованным параметром.
В обоих случаях «скорость течения времени» не может ни от чего зависеть, а потому тавтологически равна константе.
В математической физике ещё есть неразрешённые вопросы о природе
времени. Эти вопросы «не разрешимы, но важны», просто вчитайтесь в
текст — тавтология на каждом шагу.
Есть ещё третий подход:
«В специальной теории относительности ситуация кардинально меняется.
Время рассматривается как часть единого пространства-времени, и,
значит, может меняться при его преобразованиях. Можно сказать, что
время становится четвёртой координатой. «Скорость течения времени»
становится понятием «субъективным», зависящим от системы отсчёта.
Ситуация усложняется в общей теории относительности, где «скорость
течения времени» зависит также и от близости к гравитирующим телам» —
И, вроде, слова знакомы и, если вдуматься, смысл понятен, и о времени
разговор. Но остаётся ощущение, что в чём-то тебя обманули. Нет
никакого обмана. Просто за этой софистикой, за пышными словесами
прячется непонимание авторов сути ВРЕМЕНИ.
Подытожить всё вышесказанное мне хотелось бы словами одного из
философов, жившего в 4 — 5 вв.н.э., Блаженного Августина (354 — 430):
«Я точно знаю, что такое время пока не думаю об этом, но стоит мне
задуматься, и вот, я уже не знаю, что это такое». («Что такое время?
Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы
я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю»)
Неужели всё так плачевно — спросите вы — тогда зачем же мы читаем эту статью? НЕТ.
Теме «Время» посвящено много работ и философов античности, и схоластов
средневековья и современных ученых. Физическая сущность времени для
ортодоксальной науки и поныне остается за семью печатями… И тем не
менее современная наука
распределяет большинство известных представлений о времени в две
принципиально разные концепции — относительную и вещественную
(реляционную и субстанциональную). Согласно реляционной (относительной)
концепции в природе нет никакого времени самого по себе, время — это
всего лишь отношение или система отношений между физическими событиями,
иначе говоря, время есть специфическое проявление свойств физических
тел и происходящих с ними изменений. Говоря другими словами: «Время на
самом деле так же статично, как и пространство. Течение времени
ощущается только тогда, когда крутится киноплёнка и кадры следуют друг
за другом. Разверните кинопленку и посмотрите на все кадры вместе. Куда
подевалось время? Все кадры существуют одновременно» (В. Зеланд).
Другая концепция — субстанциональная (вещественная) — наоборот,
предполагает, что время представляет собой самостоятельное явление
природы, как бы особого рода субстанцию, существующую наряду с
пространством, веществом и физическими полями. Реляционная концепция
времени обычно связывается с именами Аристотеля, Г.В.Лейбница,
А.Эйнштейна. Наиболее яркими выразителями субстанциональной концепции
времени являются Демокрит, И.Ньютон и из современных ученых —
Н.А.Козырев, А.И.Вейник. sunhome.ru
Добавить комментарий
Похожие статьи:
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|