Водная гладь стала первым зеркалом для человека. Увидев себя в ней, он уже не смог успокоиться и пытался создать что-либо подобное сам. Так в жилищах Древнего Востока появились отполированные до блеска куски обсидиана. Египтяне использовали полированные золотые пластины, а бронзовые диски украшали дома в Китае. Зеркала из стекла впервые сделали в средневековой Голландии. А во времена Ренессанса возникают стеклянные мануфактуры в венецианском городке Мурано. Стеклодувы из этих мануфактур достигали невиданных по тем временам результатов: создавали цветное стекло, вплавляли в него золотые нити, выдували сложной формы сосуды и вазы. Секреты стеклянного производства хранились в строжайшей тайне, до сих пор остаются загадкой некоторые технологические приемы муранских мастеров. Там же впервые горячее стекло было раскатано на полированной бронзовой пластине - получилось почти современное зеркало.
Позже на стеклодувных фабриках Европы зеркала делали из ртутно-оловянной или серебряной амальгамы. Стоили они баснословно дорого и доступны были только королевским семьям и богатейшей знати. Чтобы показать величие Франции, король Людовик XIV построил в возводимом в то время дворце в Версале Зеркальную галерею. Роскошью отделки, лепниной, резьбой и позолотой, а, главное, обилием и дороговизной зеркал она поражала современников, вызывая к французскому королевскому дому уважение и зависть. Эпоха стиля рококо придала зеркалу новое назначение: отражать, многократно повторяя вычурные и сложные элементы отделки мебели в виде цветочных гирлянд, золотые нити тканей в обивке стен, обилие позолоты, шелка и бархата. Это было поистине время господства зеркал в интерьере, своим блеском они как бы подчеркивали и без того избыточную роскошь. Менялись эпохи, архитектурные стили, менялась мода на интерьеры - они то насыщались мебелью и декором, то удивляли аскетизмом. Оправа и форма зеркал тоже менялись в зависимости от стиля, но в любом интерьере зеркало занимало почетное место, являясь как бы завершающим аккордом. Классицизм предпочитает зеркала прямоугольной формы, оправа строго симметрична и напоминает архитектурный ордер. Но несмотря на строгость и лаконичность форм, зеркало в классическом стиле всегда современно, а его тонкая золоченая оправа выглядит очень изысканно, придавая интерьеру благородство.
Ампир оправляет зеркало в легкую позолоту задрапированных знамен (дань военной символике), украшает резным орлом или обрамляет золочеными бронзовыми кистями. Период барокко добавил лепнины и позолоты в зеркальную раму, сделав зеркало овальной формы. Рококо в этом направлении постарался еще больше. Рамы теперь делают в виде цветочных гирлянд сложной формы. Выполнены они из дерева с резьбой, поверх которой нанесена позолота, или отлиты из бронзы. Зеркала имеют не только сложную раму, но и вычурную криволинейную форму, ставятся на пол на бронзовых опорах, напоминающих лапы.
Модерн, оставив изгибы и текучие линии, убрал излишнюю лепнину. Рама стала резной деревянной, причем украшением служила не только сложная, красивая резьба, но и сама фактура дерева ценных пород. Растительные мотивы, мягкие линии, гладкое полированное дерево с очень декоративной структурой древесины, - все красиво и благородно.
В современной обстановке жилищ типичные черты определенных стилей часто смешиваются, сохраняя строгое соответствие канонам жанра только в редких, воспроизводящих эпоху "исторических" интерьерах. Поэтому чаще всего присутствуют некие мотивы или отголоски стилей, которые в осовремененном варианте получают новое звучание. То же самое происходит и с зеркалом.
Но, по-прежнему, зеркало остается важной частью интерьера, неким завершающим его штрихом. Поэтому дизайнеры рекомендуют покупать зеркало в последнюю очередь, если оно не входит как составная часть в конструкцию мебели.
Так, например, прямоугольное зеркало в кованой черной раме на бледно-терракотовой стене смотрится очень роскошно, придавая интерьеру оттенок.
Вообще, черный цвет рам придает зеркалу таинственность и строгость одновременно, а если еще такие зеркала отражают друг друга, эта таинственность приобретает почти магическое звучание. Помогают такому ощущению и необычный колорит интерьера лиловых оттенков и темная мебель.
А черная рама над белым мраморным камином служит той необходимой нотой, которая придает обстановке завершенность. Гармонируя с темным деревом мебели и светлой обивкой кресел, зеркало добавляет современность в интерьер в стиле модерна начала прошлого века.
В зеркалах действительно присутствует нечто магическое и таинственное. Об этом вспоминаешь, когда попадаешь в авангардную ванную комнату. Она могла бы соперничать с операционной и была бы не менее выразительна в своей белизне, если бы не простое прямоугольное зеркало. В данном случае зеркало не просто украшение, оно вызывает ассоциации с известным "черным квадратом" Малевича и притягивает взгляд, как провал или окно в иной мир.
В детской зеркало тоже украшает интерьер, но здесь оно более функционально. В этой комнате целесообразно повесить зеркало в простой раме в тон мебели или яркой цветной раме, которая будет служить дополнительным цветным украшением комнаты, но желательно, чтобы оно было достаточно прочным. Зеркал в детской не должно быть много, так как излишний блеск, как и яркий свет, может утомлять детский глаз.
С помощью зеркал можно не только украсить, но и изменить конфигурацию пространства. Так, например, зеркальная стена в небольшой по размеру прихожей создаст ощущение просторного помещения. А отраженная в ней хрустальная люстра добавит света и "солнечных" бликов в помещение, не имеющее окон.
В прихожей и гостиной, детской и спальне, ванной и гардеробной - везде зеркало необходимо. Бесстрастно отражая окружающий нас мир и нас самих, зеркало - маг и волшебник - раздвигает стены, создает иллюзию иного мира, иных пространств, увлекая и завораживая.
Добавить комментарий
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|