КРАСНЫЙ Красный цвет – у многих народов означает
все красивое, прекрасное. В Китае об искреннем, откровенном человеке
говорят – «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного
человека черно. В славянском фольклоре о красивой девушке говорят –
«красна девица». Об уютном, живом доме – «красна изба не углами, а
пирогами».
Но кранный цвет ассоциируется также с кровью и огнем. Его символические
значения очень многообразны и противоречивы. Таким образом, - красный
цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой
стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и
плотскими желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он
символизирует бунт, борьбу, независимость. Карфагеняне и спартанцы
носили во время войны красную одежду. Красные кафтаны были у русских
стрельцов и позднее у гусар. Украинские казаки любили красные шаровары.
В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные
копья».
Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность
противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза
помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и
растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки,
приучая их смотреть на этот цвет как на защиту от злых духов.
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица
имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными
чернилами, восседал на пурпурном троне. Подчеркнутое внимание к
пурпурной краске, которую добывали из особых сортов морских раковин,
объясняется тем, что пурпур соединяет в себе две несоединимые по
природе части спектра – синюю и красную, причем синее ассоциируется в
этом случае с вечным, небесным, а красное – с земным. У многих
народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии
юг обычно связывался с красным цветом, север – с черным, запад – с
белым, а восток – с желтым или синим. Символическое значение
красного цвета переносится на растения, имеющие красные цветы или
плоды, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. В славянском
фольклоре калина является знаком красоты и девственности.
БЕЛЫЙ Белый
цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель,
радость. Он ассоциируется с дневным светом и с небесными светилами, а
также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
Белый цвет имеет значение отрешенности от мирского, устремления к
духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с
божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.
У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизирует
торжественность и величие. В литовском языке «белые люди» – это
честные люди. На Руси «белый»– обозначало – вольный, независимый,
праведный: – «белая Русь», «белый царь», «белые крестьяне» – свободные
от всех податей, «белая земля» – церковная земля. Во время первого сева
надевали чистую белую рубашку, клали в семена освященное на Пасху яйцо
или его скорлупу, чтобы зерно было такое же чистое и белое. Однако
белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе
он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета, да и вообще весь
материальный мир и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным
молчанием и в конечном счете – со смертью. Славяне одевали мертвецов в
белую одежду и покрывали белым саваном. В Китае и некоторых странах
Азии и Африки белый цвет является цветом траура. В белой одежде
являлись людям призраки и привидения. «Белым человеком» называли на
Брянщине домового, на Смоленщине его представляли как мужика с белой
бородой, в белом саване и с белым посохом. Поляки называют смерть
«Белая», «жениться на Белой» – означает умереть.
ЗЕЛЕНЫЙ
Зеленый – это цвет травы и листьев. У многих народов символизировал
юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, несовершенство.
Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может
производить и угнетающее впечатление – не случайно тоску называют
«зеленой», а сам человек от злости «зеленеет». У иранцев зеленый
цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью , так и с
несчастьем, скорбью, печалью, поэтому о злополучном человеке говорят
«зеленая нога», а о кладбище – «зеленый дом». В Германии в прошлом
употребляли при гадании карты, каждая масть у которых имела иной цвет и
соответственное символическое значение, причем зеленая масть означала
печаль, горе, досаду, красная – любовь, обручение, свадьбу.
ЧЕРНЫЙ
Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что
движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является
подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих
народов чернота связана с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью
человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. Черные глаза
и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие
персонажи, появление которых предвещает смерть. Нагнетание этого цвета
характерно для магических текстов. Например, в латышском заговоре
говорится: „Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У
черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка,
черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда,
черный батог…» Существует связь между черным цветом и сексуальной
привлекательностью. У одного из африканских племен женщины с очень
черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная
страсть покрыта темнотой и тайной, стало быть, черное может
символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов
выражение «чернота глаз» означает влюбленную, «чернота сердца» –
любовь. Черное может иметь и благоприятное значение. Оно
воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало
воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям,
посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы
при этом тоже облачаются в черное. У тюркских народов слово «кара» –
«черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной
звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом
обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» служило и титулом
человека – «черный», то есть, великий, могучий.
ЖЕЛТЫЙ
Желтый цвет производит на смотрящего теплое и приятное впечатление.
Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо
приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает
воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику.
Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший
солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих
листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У
многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко
желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ и высших
сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным
поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет
является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских
заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтим
петухом. В Европе желтый или черно-желтый флаг обозначал карантин, а
желтый крест – чуму. Желтый считается цветом ревности, измены. На
Тибете ревность называли буквально – «желтый глаз».
СИНИЙ
Синий цвет – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то
противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает
о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает
взгляд в глубину. У многих народов синий символизирует небо и
вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми
тайнами, с вечной, божественной истиной. Для романтиков синий – цвет
мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать
доброту, верность, постоянство, расположение. В языке геральдики
обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая
кровь» говорит о благородном происхождении. Англичане называют
истинного протестанта «синим». Синий цвет близок к черному и
получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в
Древнем Египте и у некоторых народов Южной Америки. Французы называют
ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил символом
печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные рукописи
описывают черных и синих бесов. По белорусским поверьям , леший
показывался людям в образе старика с белым, как береста, никогда не
загорающим лицом и непомерно большими, неподвижными тусклыми глазами
свинцово-синего цвета.
Добавить комментарий
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|