Навигатор
Стартовая
Гороскоп на день
Поиск по сайту
Фотки Картинки
Отправка СМС
Моб операторы
Полезные ресурсы
Полезное чтиво
Анекдоты
Категории
Популярные статьи
Полезные советы
Секс и женщины
Любовь и ревность
Здоровье человека
Красота и косметика
Психологу / Философу
Заработок / Финансы
Интернет SEO / SMO
Фото & Видео советы
Кулинария / Напитки
Растения / Травы
Астрология
Магия / Фен-шуй
Юмор - Приколы
Подними рейтинг
Интернет SEO / SMO

Круг тотального web-дизайна - Страница 2

Содержимое и содержание

Обратите внимание на использованное и выделенное мной выше слово. В жаргон медиа-отраслей вошла такая не то транскрипция, не то транслитерация — «контент». Видимо, что-то в групповом (под)сознании их представителей сопротивляется, казалось бы, эквивалентной и уместной подмене английского content русским «содержанием». Хотя последнее и является одним из словарных значений первого, такое сопротивление представляется вполне оправданным, поскольку для дизайнера «содержание» является частью категориальной оппозиции с «формой», каковая оппозиция и является (простите за каламбур) содержанием дизайнерского ремесла в той мере, в какой оно претендует на то, чтобы считаться искусством.

Заглавная страница появившегося недавно по адресуwww.ya.ru «филиала» Yandex.ru бьет все рекорды по соотношению функциональности к объему кода. Вообще, Яndex’овские сайты среди популярных русскоязычных WWW-ресурсов ближе всего подходят к тому, что названо в этой статье «дизайном».

Пока мы обсуждаем «штучный» дизайн (например, страницы журнала, или Web-страницы, или телепередачи) «содержание» совпадает с «контентом»: текст, графика, анимация, звук составляют то, оформлением чего и занят дизайнер. Как только мы расширяем рамки и рассматриваем, допустим, Web-сайт в целом, все меняется.

Пояснить это проще всего, осуществив reductio ad absurdum тезиса об эквивалентности «содержания» и «контента». Поисковая машинка не обладает собственным контентом; является ли, таким образом, сайтwww.altavista.comилиwww.yandex.r бессодержательным? От ответа на этот вопрос, конечно, можно уклониться, сказав, что поисковый сайт оформляет «чужое» содержание (=контент).

Однако вот более радикальный вопрос: является ли бессодержательным сайтwww. anonymizer.com, «транслирующий» контент чужих страниц вместе с их родным декором?

Я думаю, ответ «Нет, не является» — удивления не вызовет. Поскольку содержание — это то, за чем обращается к сайту его посетитель, то, что он ожидает получить и — если сайт сдизайнирован, то есть сконструирована соответствующая эргономическая форма, а не просто декорирован — с предсказуемой неизбежностью получает. Содержание — это полезная функциональность сайта; функция поиска и является содержанием поискового сайта, а функция анонимизации — содержанием сайта-анонимизатора, как ни тавтологично это звучит. Менее тавтологично (хотя должно быть очевидным) то, что и эстетическая (эргономическая) (различение эстетики и эргономики слишком тонко для целей этой статьи) форма должна соответствовать так обозначенному содержанию, то есть полезной функциональности, а не контенту (при всей его возможной специфике или универсальности, также влияющих на дизайн).

Вернемся от экстремальных «бесконтентных» примеров к бытовым примерам из контент-ориентированных отраслей. Если сама отрасль и сам владелец сайта контент-ориентированны, тут-то «контент» и «содержание» совпадают? Ведь функциональность, которой ожидает посетитель в этом случае, и есть предоставление контента, верно?..

…То ли комизм, то ли трагичность ситуации заключается в том, что, судя по «дизайну» сайтов большинства газет и журналов (включая «Компьютерру», и я специально вернусь к этому примеру в длинном постскриптуме к статье), новостных агентств и телеканалов, их владельцы так и думают! Какая-то эпидемия мании собственного величия в медиа-отраслях, и добром это для них, я чувствую, не кончится.

Суровая правда жизни заключается в том, что, воздерживаясь от самообмана, я должен оставить тщеславную надежду на то, что свежий выпуск «Компьютерры» покупают (или пролистывают на сайте) для того, чтобы прочитать мою статью. Его покупают для отработки совершенно определенной функции в структуре деятельности и жизни читателей: для того, чтобы быть в курсе. Быть в курсе того, как там с компьютерами и жизнью вообще, если говорить о нашем журнале в целом, и как там с крипто, и-бизнесом и цифровыми финансами в частности, если речь идет о разделе «Компьюномика».

Эта функция должна отрабатываться, и степень ее отработки — мерило состоятельности дизайна сайта (так же, как и дизайна печатного издания, к примеру).

Замыкая круг

Что же касается контента, то про него нужно понимать, по крайней мере, две вещи.

Во-первых (это неспецифично для Web), если возникает какая-то привязанность («формируется лояльность», говоря ученым языком маркетинга) или, наоборот, антипатия к брэнду издательства, названию журнала или имени журналиста, она носит вторичный характер по отношению к качеству, с которым отрабатывается указанная функция. Причем, как (не то с ужасом, не то с восторгом) обнаружил полтора года назад Андрей Шипилов (см. тему «Деньги в паутине», «КТ» #301, 1999 г., сс. 19–25; Шипилов тогда работал главным редактором сайта «Терры»), фактор лояльности в онлайновой среде играет гораздо меньшую роль, чем у журнального прилавка: онлайновый читатель практически не поддается дрессировке и гуляет сам по себе.
Один из российских новостных сайтов, посвященных Linux, реализует пользовательские профили, которые позволяют в том числе и настраивать внешний вид страницы в соответствии с целью посещения.

А во-вторых (это, напротив, специфично для интерактивных носителей), контент — который если и переводить, то как «содержимое» — существует только в потоке, формируемом взаимодействием тех, кто что-то на сайт кладет, с теми, кто что-то оттуда берет.


Добавить комментарий

Комментарии рекламного характера не публикуются!


 
(2 голосов, среднее 5.00)

ВЕРНУТЬСЯ

Подними рейтинг
Поддержка сайта EXLUZIV
= Главная - Флешки - SMS - Гороскоп - Ссылки - Контакты - Ответы - Карта - Разное - Архив - Гостевая - Вход =

Баннер