Навигатор
Стартовая
Поиск по сайту
Фотки Картинки
Моб операторы
Полезные ресурсы
Полезное чтиво
Анекдоты
Категории
Популярные статьи
Полезные советы
Секс и женщины
Любовь и ревность
Здоровье человека
Красота и косметика
Психологу / Философу
Заработок / Финансы
Интернет SEO / SMO
Фото & Видео советы
Кулинария / Напитки
Растения / Травы
Астрология
Магия / Фен-шуй
Юмор - Приколы
Фото & Видео советы

Ошибки новичков при съёмке

Вы наверняка слышали анекдот о летчике, который попал в ДТП, потому что в момент управления машиной решил избежать столкновения, потянув руль на себя? Соль анекдота заключается в том, что человек не успел перестроить свое сознание, попав из одной ситуации в другую, и привычные и безошибочные в одном деле рефлексы подвели его в другом. Чтобы избежать ошибок в видеосъемке, взяв в руки камеру, необходимо перестроить свое сознание. Вы в этот момент не летчик, не водитель. Вы — видеооператор. Итак, я начну с характерных ошибок новичков, показав на контрастах, как должен мыслить и поступать именно видеооператор.

Синдром снайпера


Человек отождествляет видеокамеру с оптическим прицелом винтовки. Самое главное — разглядеть объект через прицел (как можно крупнее), после чего нажать на крючок (кнопку REC) — и можно убирать камеру в кофр, или наводиться на другую цель.

Нетушки. У нас несколько другая конечная задача — не голова лося над камином, и не кубок "За меткую стрельбу" на полке. Картинка должна быть осмысленной, у зрителя не должно оставаться никаких сомнений в том, что он видит. Любое событие или объект в кадре должен успеть разглядеть (и осознать что он видит) даже самый тугодумный зритель.

Не ассоциируйте кадр с выстрелом, это совсем не так. Кадр — это слово, или небольшая, но емкая фраза. Не стоит проглатывать ее, не стоит комкать. Однако, не нужно и затягивать. Не советую делать кадр любой сцены меньше чем пять-десять секунд, зритель просто может не успеть понять, что он сейчас видит. Критически относитесь к подрагиванию камеры, для зрителя такие колебания крайне некомфортны. Лучше пусть план будет не такой крупный, но без тряски.

Синдром "объять необъятное"


Вы, наверное, видели, какой накал страстей царит во время показа ток-шоу? Выкрики с места, мимика главных героев, реакция зрителей. И все это показано, все это зритель видит, ничего не упущено. Ух ты, мне бы так... Для тех, кто не был на таких ток-шоу, рассказываю: видеосъемка ведется минимум пятью камерами (из них одна на кране и одна на рельсах), в прямоугольном, близком к квадратному зале, равномерно освещенным огромным количеством софитов. Каждый выкрик с места — если он интересен, то его переснимают, заставляя еще раз выкрикнуть, уже в поданный микрофон и с наведенными под наиболее выгодным ракурсом видеокамерами. В зале абсолютная тишина, все по командам хлопают, свистят, топают ногами. Вы еще хотите сразиться в искусстве репортажной видеосъемки с такой командой? Или, быть может, они не умеют работать или не умеют считать деньги?

Ну, а если вам доведется увидеть, как подготавливаются к видеосъемке каждого кадра на видеосъемочной площадке кинокартины, как часами выставляют свет и прокладывают рельсы для камеры, как у каждой камеры стоят по два человека (оператор и человек, ответственный за фокусировку, на сленге — "фокусник") — то вывод придет сам собой:

Следует сразу представлять себе свои силы и не пытаться объять необъятное. Смиритесь с тем, что, располагая одной, весьма посредственной, с профессиональной точки зрения, видеокамерой, вы никогда не сможете дать зрителю полное представление о происходящем событии, он никогда не увидит все произошедшее и не услышит все сказанное. Ищите самое характерное, самое интересное в любом событии, и не задирайте планку выше, чем на голову.

Попытка, скажем, в байдарочном походе зафиксировать хоть небольшой участок маршрута "как есть", просто приведет к тому, что вся пленка у вас закончится к вечеру первого дня. Вы должны не фиксировать каждую минуту маршрута, а создать у зрителя ощущение, что он вместе с вами его проделал. Байдарки на водной глади. Напряженные лица одного из экипажей. Весла, вспенивающие волны.. Уставшее лицо командира, осматривающее окрестности. Проплывающие рядом берега, поросшие соснами. Вот с берега вам машут рыбаки. Отставшая лодка догоняет караван, они почти не видны из-за расстояния. Слышен комментарий вашего напарника, о том, что скоро дневной маршрут будет пройден. Еще берег, сосны, весла и напряженные лица. Через все это вдруг проступает нос байдарки на песке, и зритель видит котелок над костром. Две минуты правильной видеосъемки — и необходимый минимум для рассказа у вас уже есть. Потратьте еще минут десять в попытке заснять какие-то особо выразительные кадры (интервью, сцены быта, несколько красивых вечерних пейзажей и походных натюрмортов), которые существенно раскрасят ваш фильм — и отправляйтесь спать, завтра снова грести :).

Разумеется, все рассказанное здесь верно для видеосъемок фильма-воспоминания о путешествии, а не для видеокурса по прохождению маршрута.

Частный случай вышеописанного, синдром поливальщика газонов

Человек с камерой, оказавшись в эпицентре какого либо события, избирает самый, как ему кажется, логичный способ погрузить зрителя в атмосферу происходящего. Постоянно перемещая камеру туда-сюда на манер поливальщика газонов, он думает, что дает возможность зрителю увидеть все. Вроде бы все правильно, ведь достаточно, оказавшись в эпицентре события, бросить взгляд туда-сюда, как нам все становится понятно, причем без всякого дискомфорта для восприятия. Человеческий взгляд, пометавшись буквально несколько секунд, способен донести до своего хозяина всю нужную информацию о сцене, в которой он находится. Но "поливальщик газонов" забывает, что, получая информацию из своих глаз, он уже знает, куда он повернул голову, куда переместил зрачки. Зрителю же, разглядывающему чужую картинку на экране, приходится тратить дополнительное время и на то, чтобы сообразить, куда именно направлена камера.

Не следует наделять видеокамеру способами концентрации внимания, доступными человеку. Любое движение камеры должно быть понятно зрителю. Движение должно или полностью соответствовать перемещению главного объекта внимания, или перемещаться достаточно плавно, чтобы зритель успел понять, куда именно сейчас движется его взгляд. Кроме того, любое перемещение камеры должно быть оправданным, т.е., начав снимать какое либо событие, для смены ракурса или плана вы должны находить оправданный, логичный повод, который можно обосновать обычным, бытовым языком без всякой профессиональной абракадабры.

Синдром театрала

Один из способов "объять необъятное" заключается, по мнению новичков, в следующем эффектном приеме: отойдя подальше от снимаемого события, вписать в один кадр все происходящее. Примерно так, как это изображено на картинах "Последний день Помпеи" или "Явление Христа народу". Такой кадр, сам по себе, несомненно, имеет право на существование, но оператор не подозревает (или не задумывается) над тем, что, скажем, картина "Явление Христа народу" занимает по размерам стену собора, а рядом всегда присутствует гид, который детально распишет каждую изображенную на картине личность, заострит внимание на характерных деталях. Поэтому не стоит полагать, что, вписав в кадр все объекты, мы дадим зрителю интересный рассказ. Роль экскурсовода видеооператору придется выполнять самому. Своей видеокамерой.

Если вы не можете разглядеть в видоискатель что-либо (например, выражение лица), то этого, скорее всего, не увидит и зритель. Одно из главных умений видеооператора — представлять то, что в конце концов увидит на экране зритель, абстрагировавшись от происходящего в действительности.

Синдром шагающего экскаватора

Если внимательно рассмотреть многие профессионально снятые кинокартины, то мы обнаружим, что очень часто камера на сцене живет своей жизнью. Потихоньку перемещается между главными героями, летит параллельно маршруту их движения, то обгоняя, то пропуская вперед. Обычно подсознательно новичок пытается имитировать такие пролеты, пытаясь плавно прогуливаться с камерой во время видеосъемки какого либо важного события. Эффект получается совершенно обратный киношному. В силу совершенно объективных причин человеческий организм не может сравниться по плавности перемещения видеокамеры со специальными, весьма недешевыми устройствами, такими как стэдикам, операторский кран или тележка на рельсах. Обычно такое видео выглядит как снятое из кабины шагающего экскаватора, на полном ходу мнущего карьерную грязь. Вместо того, чтобы зритель абстрагировался от личности оператора, разглядывая интересную сцену в наиболее выразительных ракурсах, ему, наоборот, придется постоянно отождествлять себя с личностью человека, почему-то мешающего нормально рассматривать происходящее.

Если в процессе видеосъемки вам необходимо переместиться (не путать с поворотом камеры или приближением-удалением), то желательно это делать максимально быстро. При монтаже небольшой кусочек бешено скачущей картинки вырезать ощутимо легче, чем долгую попытку плавно подойти с камерой к новой точке, причем, есть способы вырезать этот фрагмент совершенно безболезненно для сюжетной линии. При крайней необходимости (например, взять интервью у идущего человека) снимайте только на максимально широком угле (отъезд как можно больше), тогда колебания будут не так заметны.

Добавить комментарий

Комментарии рекламного характера не публикуются!


 
(4 голосов, среднее 3.50)

Поддержка сайта EXLUZIV
= Главная - Флешки - - - Ссылки - Контакты - Ответы - Карта - Разное - Архив - Гостевая - Вход =

Баннер